Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Вредно ли проживание на Севере для здоровья людей?

2 апреля 2016
21 576

Вредно ли проживание на Севере для здоровья людей?

Синдром полярного напряжения — это специфическая форма хронического психоэмоционального напряжения человеческого организма; особое состояние организма, характеризующееся глубокими нарушениями процессов на клеточном уровне. Выражается утомляемостью, «полярной» одышкой, нарушением сна, астенизацией и др. Связан с переездом в экстремальные северные условия высоких широт (климат, специфика труда и быта и т. п.). Синдром «полярного» напряжения вызывается комплексом физических, биологических, психофизиологических, экологических факторов, особенно гелиомагнитными флуктуациями. Синдром «полярного» напряжения был подробно описан и изучен Влаилем Петровичем Казначеевым (1980).

Обобщенные данные ученых, открывших синдром полярного напряжения, позволяют определить основными составляющими звеньями этого полисиндрома — следующие:

 

– липидная гиперпероксидация (окислительный стресс),

– недостаточность детоксикационных процессов и выделительных процессов,
– расстройства северного типа метаболизма,
– северная тканевая гипоксия,
– иммунная недостаточность,
– полиэндокринные расстройства,
– регенераторнопластическая недостаточность,
– нарушения электромагнитного гомеостаза,
– функциональная диссимметрия межполушарных взаимоотношений,
– десинхроноз,
– психоэмоциональное напряжение,
– метеопатия.

По данным существующей литературы (Казначеев В.П. с соавторами, 1976; Деряпа Н.Р., Рябинин И.Ф., 1977; Куликов В. Ю., Ким Е.Б., 1987; Хаснулин В.И., 1998 и другие), развитие «синдрома полярного напряжения», можно рассматривать следствием:

1) комплексного воздействия всей совокупности климатогеографических факторов среды, в которой протекает жизнь человека, известной как тип погоды;

2) непосредственное воздействие на клеточные и тканевые структуры организма отдельных физических факторов среды, присутствующих в ней, как избыток или недостаток, но играющих в жизни индивида особенно значимую роль (например, высокая или низкая температура окружающей среды, кислород и азот, кальций и магний, космофизические и метеорологические факторы и т.д.);

3) совокупного действия первой и второй групп факторов.

Первое и, от части, второе из указанных следствий, вероятно, проявляют свое неблагоприятное воздействие на организм конкретного человека в виде развития клинически описанного «синдрома полярного напряжения», а второе и третье – на количество и качество здоровья 2 и 3 поколения людей, живущих и работающих на Крайнем Севере. Степень выраженности нездоровья в том и в другом случае во многом определяется типом индивидуальной конституции человека (Казначеев В.П., Казначеев С.В., 1987; Айдаралиев А.А., Максимов А.Л., 1988 и др.) и адаптивным типом людей (Алексеева Т.И., 1976, 1987; Соловенчук Л.Л., 1983), живущим на Крайнем Севере.

По данным существующей научной литературы (Деряпа Д.Р., Рябинин И.Ф., 1977; Аршавский В.В., Ротенберг В.С., 1983; Березин Ф.Б., 1983; Колышкин В.В., 1983; препринт «Функциональные ассиметрии головного мозга, адаптация и течение патологических процессов на Крайнем Севере», 1986; Хаснулин В.И., 1998; Леутин В.П., 1989 и другие) многие начальные формы изменения качества индивидуального здоровья человека на Севере могут определяться:

— состоянием дисинхроноза в работе его нервной, эндокринной, иммунной систем, возникающим под влиянием факторов внешней, природной среды;
— изменением исходного профиля личности прибывшего на Север человека, в связи с особенностями целей и мотивов её предстоящей деятельности.

Вероятной основой изменений качества и количества здоровья потомков пришлого населения Крайнего Севера (2- 3 поколение), по данным проведенных комплексных исследований, могут быть нарушения физиологических механизмов роста и развития репродуктивных клеток и тканей родителей детей, рожденных на Севере хорошо описанных в трудах Аршавского И.А. (1982). Важной причиной полома этого механизма при формировании «синдрома полярного напряжения» является расстройство полярного типа клеточного метаболизма (Куликов В.Ю., Ким Е.Б.,1987), так называемых, «северных клеток» (Казначеев В.П., Михайлова Л.П., 1981, 1985; Хаснулин В.И., 1998; Казначеев В.П., 2000; Казначеев В.П., Трофимов А.В., 2004), а также в силу изменения вектора их эволюционного развития под влиянием особой формы импринта, описанного для данных территорий (Деряпа Н.Р., Рябинин И.Ф., 1977; Куликов В.Ю., Ким Л.Б., 1987; Казначеев В.П., Трофимов А.В., 2004 и другие).

Отрицательное влияние на индивидуальное здоровье северян оказывают и некоторые другие особые физиологические состояния индивида (Хаснулин В.И., 1989):
— синдром нарушения симметрии в работе полушарий головного мозга человека;
— полиэндокринный синдром;
— синдромы метеопатии и дисинхроноза,
— а также синдром активации круга «Пейза» (следствие северной гипокинезии Лобзин В.С., Михайленко А.А., Панов А.Г., 1979).

Развитие указанных выше синдромов сопровождается вторичным появлением многих признаков начального неблагополучия в жизни организма человека на Северных территориях составляющих причину возникновения многих соматических и психических заболеваний. По В.И. Хаснулину (1998) к таким синдромам можно отнести: синдром липидной гиперпероксидации, недостаточности детоксикационных процессов, расстройства северного метаболизма, северной тканевой гипоксии и иммунной недостаточности.

Параллельно с появлением указанных выше составных частей «синдрома полярного напряжения» часто являющихся причиной специфических соматических заболеваний людей, живущих на Крайнем Севере, в нем проявляются и признаки нарушения гармонии психо-социального развития личности. Их также можно разделить на те, которые преимущественно меняют личность индивида, и те, которые могут оказать отрицательное влияние на личностное развитие детей и правнуков поколения пришлых людей, работающих в настоящий момент на данной территории. К первой категории состояний можно отнести синдром эмоционального напряжения, существенно меняющий трудоспособность пришлого населения на Севере (индекс ВП100 по Евдокимову – Кеткин А.Т., Евдокимов В.Г., 1981) и синдром функциональной диссиметрии межполушарных образований. Совместное воздействие на сознание человека того и другого синдрома формирует синдром временщика и северного алкоголизма, описанных во многих научных исследованиях (в частности, Казначеев В.П., Стригин В.М., 1978). Ко второй категории состояний можно отнести: синдром эгоизации личности, сочетаемый с развитием узкой специализации производственной деятельности, синдром отказа от материнства («Функциональная асимметрия головного мозга, адаптация и течение патологических процессов на Крайнем Севере», 1986, Казначеев В.П. 1997). При появлении первого синдрома, в личной жизни конкретного человека, начинает получать все большее развитие чувство эмоциональной холодности, сухости, безразличия по отношению к членам семьи и знакомым ближайшего окружения. Особенно ярко названное проявляется по отношению к детям, что невольно приводит к разрыву тонких семейных, межпоколенных связей и к конфликтам между детьми и их родителями. Подобное действие сопровождается широким использованием в досуговой деятельности таких элементов культуры, которые эффективно удовлетворяют только вегетативные потребности человека, становясь серьезным препятствием для роста его общей культуры. Синдром второго рода – специфично действуя на женщин детородного возраста, из-за отсутствия большого разнообразия в ее социальной семейной жизни, приводит к развитию того, что биологическая детородная функция замещается в сознании женщины гедоническим удовлетворением от сексуальной жизни и часто под влиянием примитивной массовой культуры включается в категорию целей и мотивов ее жизни. Случайное развитие беременности, возникающее у такой женщины, начинает восприниматься как жизненная катастрофа, способная лишить ее всех социальных финансовых преимуществ от жизни и работы на Крайнем Севере, требующей немедленной ликвидации любым способом. Результирующим моментом совместного действия названных выше состояний на психику и сознание человека является развитие глубоких депрессивных расстройств, неврозов и других психических заболеваний, получающих здесь свое быстрое развитие из-за особого светового режима (полгода – день, полгода – ночь) жизни человека на Севере (Деряпа Н.Р., Рябинин И.Ф., 1977).

Успехи современной науки, изучающей феномен сознания человека (Казначеев В.П.,2000; Казначеева В.П., Трофимов А.В.,2004; Казначеев В.П., Субботин М.Я., 2006 и др.) позволяют указать еще на один механизм появления и развития личностных расстройств сознания людей, работающих на Крайнем Севере. Он может быть связан с установлением особых трансперсональных связей живых существ обитающих на этих территориях и их природной средой. По мнению В.П. Казначеева подобные связи можно назвать эфиро-фармакологическими, которые реализуют себя, в так называемом, пространстве Козырева. Они имеют характер «голограмм», способные нести в себе «голографическую» память органических и неорганических соединений. При взаимодействии с сознанием работающего на Севере человека подобные «голограммы» могут играть роль прямых индукторов изменений и деформаций личности. Приведенные допущения способны, найдя свое дополнительное научное подтверждение, сформировать новые представления о макро – и микро экологических, эндоэкологических средах и условиях жизни человека на Крайнем Севере. Высказанное предположение дает серьезное основание к рассмотрению вопроса о том, что интеллект или сознание человека есть проявление, так называемой, «козыревской голограммы» в их объединенной структуре, имеющее планетарно – космиеский масштаб.

Подводя итог сказанному выше, можно говорить о том, что выделенные новые аспекты в изучении «синдрома полярного напряжения» позволяют сформировать многие новые проблемы оценки качества и протяженности жизни населения на северных территориях. 

Вредно ли проживание на Севере для здоровья людей?

Вредно ли проживание на Севере для здоровья людей?

Влаиль Петрович Казначеев (17 июля 1924, Томск — 13 октября 2014, Новосибирск).

Великий советский и российский учёный. Автор 800 научных работ, в том числе 52 монографии, 15 изобретений и открытий.

Знаковое научное достижение В. П. Казначеева — открытие «Явления межклеточных дистантных электромагнитных взаимодействий в системе двух тканевых культур», которое занесено в Государственный реестр открытий СССР под № 122 с датой приоритета от 15 февраля 1966 г. Формула открытия гласит: «Экспериментально установлено неизвестное ранее явление дистантных межклеточных электромагнитных взаимодействий между двумя культурами ткани при воздействии на одну из них факторов биологической, химической или физической природы с характерной реакцией другой (интактной) культуры в виде зеркального цитопатического эффекта, что определяет клеточную систему как детектор модуляционных особенностей электромагнитных излучений». Суть открытия заключается в возможности передачи биологической информации от одной культуры клеток другой.

 

 

 

 

Поделиться: