Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

О каких ещё государствах древности молчат историки?

23 августа 2016
4 357
О каких ещё государствах древности молчат историки?
 
Жмудь (или Жемайте, Жемайтия, Самогития) — название страны между низовьями Немана и Виндавой (в уездах Россиенском, Тельшевском и Шавельском Ковенской губ.), а также обитавшего здесь литовского племени, весьма схожего по языку с собственной Литвой. По словам некоторых польских историков, Жмудь в XIII и даже в XIV вв. занимала большое пространство, заходя в пределы Виленской губ. Достоверная история Жмуди начинается с XIII в., со времени появления в соседстве немцев, и наполнена, главным образом, известиями о борьбе с последними, продолжавшейся до начала XV в.
 
Жмудь усиленно и долго отстаивала свою религию и свою независимость от немцев; в стране жмудинов находилось литовское святилище Римове, и изгоняемые из Литвы жрецы находили у них убежище еще в XV в. Вместе с тем Жмудь была усердной хранительницей национальных преданий и обычаев и ревностно отстаивала их против всех попыток великих князей литовских ввести какие-либо нововведения. По договору 1259 г. Миндовг отдает Жмудь Ливонскому ордену; через 11 лет последняя при помощи латышей и куронов освобождается от власти ливонских рыцарей, но вскоре должна начать борьбу с Тевтонским орденом. Особенно часты и опасны были нападения немцев в XIV в., лишь при Кейстуте, лучшем жмудском князе, перешедшие в мелкую партизанскую войну. По смерти Кейстута, в 1382 г., вел. кн. литовский Ягайло отдал Жмудь ливонцам; но жмудины вскоре восстали и свергли эту зависимость. В 1398 г. она вновь отдана ливонцам Витовтом, вернувшим ее немцам вторично после восстания 1400—1401 гг. После 1410 г. Жмудь избавляется от вторжений немцев. С этого времени ее владельцы, Витовт и Ягайло, начинают усиленно насаждать здесь христианство, которое вследствие сопротивления жителей утверждается окончательно только в XVI в., иезуитами. 
 
С самого начала Жмудь имела особого князя, большей частью подручника вел. кн. литовского; столицей его были Россиены. В 1492 г. вел. кн. Александр дал Жмуди «земскую привилегию» (на русск. яз.), которая послужила началом образования сословий в стране. Дальнейшая история Жмуди входит всецело в общую историю Литвы. В 1795 г. область Жмуди вошла в состав Литовской губ., в 1801 г. — в состав Виленской и наконец — Ковенской. 
 
О каких ещё государствах древности молчат историки?
 
Жмудь в XVII веке (выделена красным цветом)
 
Именно в Жмуди был очень сильно развит культ поклонения дубам, которые назывались баублисы. Баублис — легендарный громадный 1000-летний дуб, посвящённый славянским богам, служивший предметом религиозного поклонения в Жмуди до принятия там христианства (а порой и после).
 
Такие дубы достигали иногда 10 м (15 аршин) в окружности и около 5 м в диаметре.
 
Польский поэт Адам Мицкевич воспел его в эпической поэме «Пан Тадеуш».
 
На месте сгоревшего и спиленного дуба-великана в 1812 литовский поэт, этнограф, филолог и историк Д. Пошка создал маленький музей «Баубляй», находящийся теперь в дупле старого дуба. В стволе спиленного дуба, имеющего обхват 9,2 метра размещается экспозиция археологических находок, древнего оружия, костей мамонта, небольшая библиотечка и другие антикварные предметы.
 
О каких ещё государствах древности молчат историки?
 
Музей, который находится в деревне Биётай (Bijotai), считают первым музеем в Литве. С 1962 г. «Баубляй» — филиал шяуляйского музея «Аушры» («Aušros» muziejus). В 1969 объявлен памятником истории республиканского значения.
 
Ср. «Очерки Жмуди» Древлянского (в «Пантеоне» 1855 г., № 1); «Zbiorek rzeczy swojskisch kunauce i rozrywce dla młodzieży» Ewarysta Estkowskiego (Познань; 1859); «Святая Жмудь» («Вестник Западной России», 1865 г., №№ 8 и 9); «Краткое описание Ковенской губ.» (1889). 
 
О каких ещё государствах древности молчат историки?
Поделиться: