Русское Агентство Новостей
Информационное агентство Русского Общественного Движения «Возрождение. Золотой Век»
RSS

Что важного мы должны знать об инстинктах

28 апреля 2016
1 754
Что важного мы должны знать об инстинктах
 
Как это ни удивительно, но у этого термина, которым давно вроде бы свободно пользуются и в общеобразовательных учреждениях, и вообще в повседневности, на самом деле нет единого общепринятого определения (причём, что характерно, применимость термина "инстинкт" к человеку до сих пор носит дискуссионный характер)! Определение инстинкта до сих пор не разработано (это же автоматически значит, что любые научные теории, основанные на инстинктивных поведениях, на самом деле просто ненаучны - невозможно вразумительно строить какую-либо гипотезу, если не определён изначально сам объект исследования). Потому по сути инстинкт - это в немалой степени абстракция, без понимания его настоящей природы и однозначного толкования, и такое положение весьма способствует использованию этого слова в различных манипуляциях.
 
По одному из имеющихся вариантов определений, инсти́нкт (от лат. instinctus – побуждение) — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Как считается, инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.
 
По другим определениям, инстинкт - естественное влечение; свойственная роду и виду врожденная, т.е. наследственная, склонность к определенному поведению, или образу действий. Также - видовое приспособительное поведение, в основе которого лежат врожденные, безусловные рефлексы. Рефлекс же (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. 
 
Как считает современная наука, инстинкт осуществляется автоматически или вследствие внешнего раздражения, определяя исход более или менее сложных, «целенаправленных» действий, но так, что необходимое сознательное предвидение исхода рассматриваемых инстинктивных действий – не говоря уже об осознании их целесообразности или необходимости – отсутствует. Такими инстинктами, постоянно связанными с определенной склонностью, являются в основном инстинкт питания, чистоты, спаривания, случки, откладывания яиц, заботы о потомстве, общения, защиты и перелетов. Инстинкты в принципе необъяснимы из опыта отдельного индивида; будучи врожденными, они вместе с тем могут усиливаться или ослабляться (и даже исчезать) в течение жизни. О происхождении инстинктов существует множество гипотез, ни одна из которых не является вполне удовлетворительной! Инстинктивные действия отличаются от сознательных главным образом тем, что они совершаются и имеют смысл только в определенных (обычных, естественных) условиях и при резком изменении этих условий могут исчезнуть совсем или стать абсолютно нецелесообразными. Какую роль инстинкты играют в жизни человека, выяснено недостаточно. Точно известно, что, с одной стороны, сознательное мышление и воля в их глубочайшей основе вроде бы направляются инстинктами, с другой стороны, лабильность современного культурного человека по отношению к угасанию жизненно необходимых для него инстинктов основывается на образе его жизни, что уже отличает человека от животных. При этом нужно думать, что как раз эта лабильность, эта изменчивость всех склонностей и способностей открывает разуму возможность неограниченной деятельности и очень важна для человека. Кстати, у Паскаля инстинкт – внутренний опыт, основывающийся на интуиции и движимый ею.
 
Инстинктивное поведение характеризуется стереотипностью, целесообразностью и автоматизмом, но имеет смысл только при неизменности внешних условий. Именно здесь кроется главное отличие деятельности инстинктивной от деятельности сознательной: поскольку в первом случае отсутствует сознательное предвидение результатов деятельности, постольку при изменении внешних условий она становится бессмысленной. 
 
Нетрудно заметить, что же является причиной того, что у термина "инстинкт" до сих пор не существует общепринятого определения. Дело в изначальном присутствии противоречия и нелогичности. С одной стороны, это совокупность вроде бы врождённых тенденций и стремлений, притом передающихся по наследству. При этом часто упоминают о естественности инстинктов. Но о какой естественности можно говорить, если особей помещают, к примеру, в ядовитую и токсичную среду, в которой у них в результате приспосабливания начинают формироваться весьма специфические поведенческие реакции, которые потом будут передаваться по наследству? Имеет ли вообще смысл говорить об инстинктах как о некоем естественном, что даже если у особи есть некий инстинкт, то он обязательно нужен и необходим? Если учесть, что по наследству передаются ВСЕ тенденции и стремления, то это автоматически значит, что среди них будут и вредные и ненужные, сформировавшиеся в результате, например, ошибочных действий, неправильного и негармоничного образа жизни родительского поколения. И в таком случае ни о каком потакании инстинктам уж точно не может идти и речи! Наоборот, представляется, что от ненужных и вредных инстинктов, по каким-либо причинам приобретённым предыдущими поколениями, нужно избавляться! 
 
А для этого нужно чётко понимать и осознавать, какие инстинкты в самом деле являются нужными и полезными, какие можно и нужно оставить, а какие являются вредными и ущербными, от которых нужно избавляться любой ценой. Принимая это, особенно поражаешься мудрости наших предков, которые прекрасно понимали важность качества и свойств преемственности поколений, а также важность сохранения гармоничных и сбалансированных условий обитания, окружающей среды и образа жизни (отсюда же вытекает важность так называемого родового гнезда). 
 
Современное положение вещей само собой предполагает, что из-за нездорового негармоничного образа жизни в генетическом коде идёт накопление, помимо прочего, ещё и вредных и ненужных поведенческих стремлений и тенденций, которые передаются следующим поколениям "в подарок". И они должны обязательно быть в курсе, чётко уметь отделять и определять, какие из них являются естественными и нормальными, а с какими нужно бороться и искоренять всеми возможными способами (пойдя на поводу у вредных инстинктивных программ, можно в будущем очень дорого за это заплатить, что мы и наблюдаем сегодня повсюду). Разумеется, на это требуется время и силы, которые человеку, вместо того чтобы тратить на личностное развитие и рост, приходится тратить на обуздание, борьбу и искоренение вредных инстинктов, то есть это заведомо проигрышная ситуация в сравнении с тем, как если бы человек изначально был бы занят саморазвитием с хорошими начальными условиями. Если бы родители понимали со всей полнотой и глубиной, что их дети наследуют ВСЁ, что записано в генетике одного и второго родителей, они бы безусловно были гораздо более ответственны.
 
Ведь человеческая генетика, действительно удивительнейшая вещь. Теоретически, она хранит абсолютно всю информацию обо ВСЕХ предыдущих поколениях данного человека, в том числе информацию обо всех навыках и, возможно, даже знаниях, полученных предками. На поверхности обычно находится то, что относится к 2-3 последним поколениям, то есть это то, что, грубо говоря, находится "сверху" и доступнее всего. Однако, всё, что касается более ранних и древних поколений, в том числе и те самые "инстинкты", записано там также. И именно это на самом деле и есть величайшее наследство, которое только можно получить от родителей (дороже любых материальных ценностей).
 
Отсюда же становится очевиден механизм морально-нравственной (и не только) деградации, когда родители, ведущие далёкий от идеального образ жизни, накапливают в себе соответствующие вредоносные инстинкты, которые далее передают по наследству своему потомству, у которого они будут проявляться уже автоматически. И если следующее поколение не предупреждать о наличии у них полученных от родителей вредных и вредоносных инстинктов, о том,что с ними нужно бороться и из себя выживать, последствия могут быть самыми печальными.
 
Что важного мы должны знать об инстинктах
Поделиться: